30.07.2013Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрев представленные материалы по расследованиям причин аварий (повреждений) гидротехнических сооружений, произошедших в 2013 году, сообщает.За истекший период 2013 года, во время прохождения весеннего паводка, на поднадзорных объектах произошло три аварии, связанные с разрушением гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в том числе: 13.04.2013 - авария ГТС пруда «Шишковский» на ручье Песковский у д. Старомолино Черемушинского сельсовета Каратузского района Красноярского края (собственник - администрация Черемушинского сельсовета). ГТС построено в 1983 году. 25.04.2013 - авария ГТС плотины Колташинского водохранилища на р. Реж в Режевском городском округе Свердловской области (собственник - администрация Режевского городского округа; эксплуатирующая организация - МЖКУП «Черемисский»), ГТС построено в 1969 году. 05.05.2013 - авария (разрушение) напорной части земляной плотины пруда на р. Гвоздянка вблизи д. Суханово в Ленинском районе Московской области (данные о собственнике ГТС уточняются). ГТС находится в эксплуатации с 1990 года. На территории Самарской и Ульяновской областей аварий на ГТС, поднадзорных Средне-Поволжскому управлению Ростехнадзора (далее – Управление), не было. При проведении строительных работ по прокладке канализационного коллектора к объекту - поликлиника на 300 посещений в смену, в строящемся микрорайоне г. Назрань, 10.05.2013 произошло повреждение ГТС Алханчуртского оросительно-обводнительного канала ФГБУ «Управление «Ингушмелиоводхоз» в месте прокладки кожуха из стальной трубы. ГТС построено в 1935 году. Анилиз материалов расследования причин аварий указывает на несоблюдение собственниками ГТС и (или) эксплуатирующими организациями законодательства Российской Федерации в области безопасности ГТС: - не принимаются необходимые меры по обеспечению безопасности ГТС, в том числе, по установлению критериев их безопасности, оснащению ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, заблаговременному проведению комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; - не обеспечивается контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС при возрастающих природных и техногенных воздействиях, не проводится оценка безопасности ГТС, в том числе регулярная оценка безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше ГТС. Отсутствует необходимая квалификации специалистов и работников, связанных с эксплуатацией и обслуживанием ГТС; - не проводятся регулярные обследования (многофакторные обследования) состояния ГТС, установленной на ГТС аппаратуры и оборудования, в том числе, с привлечением специалистов-гидротехников отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций, финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС; - не в полном объеме финансируются мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению их безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС; - не обеспечивается наличие, в том числе на территории объектов (ГТС), в достаточном объеме необходимое количество резервов строительных материалов, средств и специальной техники для оперативной локализации повреждений и аварийных ситуаций на ГТС, а также наличие и укомплектованности аварийно-ремонтных и аварийно-спасательных бригад. Отсутствие необходимых резервов и средств привело к значительным разрушениям ГТС и затоплениям прилегающих территорий. Неудовлетворительное состояние и (или) отсутствие дорог, мостов, аварийных выходов на территории ГТС и прилегающей к нему территории, указывает на отсутствие готовности эксплуатирующих организаций (собственников ГТС) к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций. Как, в случае с аварией ГТС плотины Колташинского водохранилища на р. Реж, при расследовании которой, было выявлено отсутствие подъездных дорог к гидроузлу. Ко всем объектам ГТС должен быть обеспечен надежный подъезд автотранспортных средств и механизмов в любое время года. Собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями не соблюдаются правила и порядок эксплуатации ГТС в экстремальных ситуациях при пропуске паводков, половодий и при отрицательных температурах, что может привести к травматизму и несчастным случаям. ГТС, в том числе находящиеся в собственности муниципальных образований, не застрахованы. Так, администрация Черемушинского сельского совета Каратузского района Красноярского края и ФГБУ «Управление «Ингушмелиоводхоз» не приняли мер по оформлению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, страховых полисов, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Организациями, на объектах которых произошли аварии (повреждения) ГТС не осуществляются расчеты вреда (экономического и экологического ущерба) от аварии, повреждения ГТС, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В связи с аварий ГТС пруда на р. Гвоздянка у д. Суханово в Московской области, прилегающей территории нанесен экологический ущерб, прервано пешеходное сообщение с территории усадьбы в д. Суханово, а дорога в обход составляет около 4 км, что подтверждается письмом администрации Ленинского муниципального района Московской области, направленным в Видновскую городскую прокуратуру Московской области. Учитывая изложенное, Управление предлагает собственникам ГТС и (или) эксплуатирующим организациям обеспечить: - соблюдение законодательства Российской Федерации, норм и правил в области безопасности ГТС, исправное состояние и эксплуатацию ГТС в экстремальных ситуациях при пропуске паводков, половодий и при отрицательных температурах, а также наличие правил эксплуатации (отраслевых правил эксплуатации) ГТС, инструкций по эксплуатации ГТС, проектной и исполнительной документацией. - страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, оформление договора обязательного страхования, страхового полиса, в соответствии с законодательством Российской Федерации; - меры по обеспечению безопасности ГТС, заблаговременному проведению комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; - проведение обследований (многофакторных обследований) ГТС, установленной на ГТС аппаратуры и оборудования, в том числе с привлечением специалистов-гидротехников отраслевых научно- исследовательских и проектных организаций; - меры по внесению сведений о ГТС в Российский регистр ГТС, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности ГТС», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений». Управление напоминает об обязательности соблюдения требований Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480, зарегистрированного в Минюсте России 08.12.2011, регистрационный № 22520 (далее – Порядок) и ответственности за невыполнение мероприятий, изложенных в пункте 6 Порядка. |